Заявление группы математиков России на 9-м ICME в Японии, 2000
ГОМО МАТЕМАТИКУС
Заявление группы математиков, членов Оргкомитета всероссийской конференции "Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков"
ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ Международного математического союза, поддержанному ЮНЕСКО, 2000 год, последний год ХХ столетия и второго тысячелетия, объявлен Всемирным годом математики. Тем самым мировое сообщество признает важнейшую роль математики и математического образования в развитии человеческой цивилизации во втором тысячелетии. В июле-августе 2000 года в Японии состоится 9-й Международный конгресс по математическому образованию. Национальные и региональные конференции, посвященные проблемам математического образования, будут проходить во многих странах. Россия не должна быть исключением. В мае 2000-го должна состояться Всероссийская конференция по математическому образованию, на которой будут рассмотрены важнейшие проблемы преподавания математики в средней и высшей школе (e-mail: conf2000@mccme.ru). Следует заметить, что за всю историю российского и советского математического образования такие конференции не проводились.
Достижения советско-российской математической науки и математического образования общеизвестны и общепризнанны. Именно они стали основой многих реальных успехов России советского периода. Российская математическая школа оказала серьезное влияние и на развитие мировой науки и образования во второй половине ХХ века. Ее учеников можно встретить во всех сколько-нибудь крупных научных центрах планеты.
Но сегодня мы с горечью наблюдаем значительное снижение математической образованности нашего общества, падение его математической культуры. Многочисленные так называемые инновации разрушают традиции российского образования, предлагая в качестве ориентиров худшие западные образцы. Экономическая разруха, ставшая основным признаком происходящих в нашей стране реформ, отодвинула проблемы образования на последнее место. В самой же системе образования в самом тяжелом положении оказалась именно математика, как предмет, плохо соответствующий рыночной идеологии. В последнее время идет постоянное сокращение часов на математические предметы, уменьшение и упрощение программ. Практически не издается современная научная литература по математике, без которой невозможно воспитание специалистов высшей квалификации. Продолжающаяся эмиграция и полуэмиграция ведущих ученых и преподавателей, а теперь и лучших учащихся значительно ускоряют этот процесс распада.
Обеспокоенность состоянием математического образования в России выражают сегодня многие зарубежные ученые. Российское математическое образование было и все еще остается образцом для всего мира, и его разрушение может стать началом разрушения математического образования всего цивилизованного человечества.
Трудно переоценить важность математики, математической образованности и математической культуры в современном мире. Военная безопасность, экономическая и технологическая независимость страны зависят от математической грамотности ее граждан, причем основной массы, а не элитной группы. Вся современная наука пронизана математическими методами и математическими идеями.
Математика - это феномен общемировой культуры, в ней отражена история развития человеческой мысли. Разрушая математику, математическое образование, мы разрушаем общечеловеческую культуру, уничтожаем историю человечества.
Плохое математическое образование нарушает основные права гражданина, в частности право на свободный выбор профессии. Людьми, не знающими, что такое математическое доказательство, математическое рассуждение, легко манипулируют бесстыдные политики, а также финансовые воротилы и криминальные авторитеты через контролируемые ими СМИ. Математически необразованные люди готовы покорно следовать за любым лжепророком, с восторгом внимают бесноватым ясновидящим и малограмотным астрологам. <.../>
Математически малограмотные руководители государств, крупных промышленных и финансовых корпораций, окруженные недостаточно математически образованными советниками и консультантами, представляют сегодня огромную опасность для человечества. Они не способны системно мыслить, не могут просчитать даже ближайшие последствия своих действий, которые все чаще и чаще приводят к военным конфликтам, экономическим кризисам, финансовым потрясениям, экологическим и гуманитарным катастрофам, очень быстро теряющим локальный характер.
Математическое моделирование должно стать обязательным этапом, предшествующим принятию любого ответственного решения.
Всеобщая компьютеризация не только не уменьшила важность математического образования, но и, наоборот, поставила перед ним новые задачи. Снижение уровня математической образованности и математической культуры общества может превратить человека из хозяина компьютера в его прислугу и даже раба. Компьютерная наркомания - весьма распространенная болезнь, поразившая подрастающие поколения. Деформировалось правовое пространство. Уже сегодня мы стоим на пороге своеобразной компьютерной диктатуры, а может, и религии. Придуманный в древности "бог из машины" в конце ХХ столетия реализовался в виде непогрешимой "богомашины". Математическое образование должно помочь сохраниться на Земле виду homo sapiens, не дать ему переродиться в homo computeric.
Математика сегодня является одним из немногих "экологически чистых" продуктов, потребляемых в образовании. Возможно, основной задачей математического образования в ХХI веке будет сохранение и укрепление психического и даже физического здоровья будущих поколений, нравственное воспитание молодежи.
Мы верим в человеческий разум. Мы верим в прекрасное будущее России, необходимым условием которого, по нашему глубокому убеждению, является высокая математическая образованность ее граждан.
Мы обращаемся ко всем, кто разделяет наше беспокойство по поводу начавшейся деградации математического образования в России, к отдельным людям, к организациям и учреждениям в нашей стране и за рубежом. Мы обращаемся к тем, кто имеет желание и возможность материально и практически поддержать всероссийскую конференцию 2000 года "Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков", и надеемся, что эта конференция станет важной вехой в развитии российского математического образования.
От имени оргкомитета: БАХВАЛОВ Н.С., академик РАН, зав. кафедрой вычислительной математики механико-математического факультета МГУ; БУНИМОВИЧ Е.А., учитель школы 710 (Москва), депутат Московской городской Думы, координатор по вопросам культуры, искусства и образования; ПИГАРЕВ Б.П., учитель школы 420 (Москва), президент Российской ассоциации учителей математики (РАУМ); САДОВНИЧИЙ В.А., академик РАН, ректор МГУ имени Ломоносова; ТИХОМИРОВ В.М., профессор, зав. кафедрой общих проблем управления механико-математического факультета МГУ; ХАЗАНКИН Р.Г., учитель математики Белорецкой компьютерной школы; ШАРЫГИН И.Ф., член Исполкома Международной комиссии по математическому образованию (ICMI); ЯЩЕНКО И.В., директор Московского центра непрерывного математического образования.
X Конгресс по математическому образованию ICME-10
X Международный конгресс по математическому образованию ICME-10 проходил 4 – 11 июля 2004 г. (Копенгаген, Дания)
В организации ICME-10 принимали особое участие страны Северной Европы: Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия. Их участие координировалось специальным Северным контактным комитетом (Nordic Contact Committee – NCC). Текущее планирование Конгресса вел Местный организационный комитет (LOC), куда входят представители датского образования и NCC.
В Десятом конгрессе в Копенгагене принимали участие около 4000 преподавателей и исследователей в области математического образования более, чем из 100 стран. Конгресс в Копенгагене продолжает и развивает традиции предыдущих конгрессов и вводит ряд новых элементов в научную программу. Эта программа планируется Международным программным комитетом, в который входит 21 представитель из различных стран. Основными компонентами научной программы были:
Пленарные заседания;
Специально подготовленные обзоры;
Общие лекции;
Тематические группы;
Дискуссионные группы;
Тематический день;
Мастерские и группы обмена опытом;
Стендовые доклады и круглые столы;
Национальные презентации.
Весьма значительный интерес со стороны участников ICME-10 привлек доклад, который сделал ректор МГУ В.А. Садовничий. Доклад был посвящен Российскому математическому образованию. Презентация представляла обзор всего спектра математического образования в России.
Отдельное внимание было уделено следующим темам:
Высшее образование в различных областях знаний (включая информатику) и возможности его получения иностранными студентами
Доуниверситетское элитное математическое образование (школы для одаренных детей, олимпиады и т.д.)
Математическая литература (от начальной школы и популярной математики до лекций и исследований)
Международное значение российского математического образования и российских преподавателей
Поддержка математического образования со стороны информационно-коммуникационных технологий
Важность геометрии и математической информации в школьном образовании
Проблемы оценки и "международные сравнительные исследования" в России
Во время проведения Конгресса ICME-10 была организована выставка. На выставке работало 11 проекционных систем ИНТ, переносные системы звукоусиления, значительная часть наглядного материала была выполнена специалистами ИНТ. Конгрессы ICME происходят раз в 4 года под патронажем Международной комиссии по математическому образованию (ICME). Первый конгресс прошел в 1969 г. в Лионе, Франция. Экспозиция России на ICME-10 - еще один совместный проект ИНТ и студии «Музей-дизайн». Выставка была масштабной и занимала отдельное здание. Успешно прошел день России на ICME-10 – стендовые доклады и презентации были иллюстрированы яркими наглядными материалами.